«Мой ребенок не может усидеть на месте, испытывает сложности с концентрацией и сном». С такими жалобами к специалистам обращаются родители порядка 9-10 процентов детей младшего школьного и дошкольного возрастов.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – наиболее распространенный диагноз, характерный в такой ситуации. СДВГ – это нарушения баланса процессов возбуждения и торможения нервной системы, влекущий некоторые трудности для общего развития. Но почему возникает такой дисбаланс? Характеризуется трудностями поддержания внимания и концентрации, чрезмерной двигательной активностью(гиперактивность) и несдержанностью(импульсивность).
Выделяют три основных причины, ведущие к развитию СДВГ:
Сам СДВГ также классифицируется по нескольким типам:
В отличие от избалованности, СДВГ отличается длительным проявлением одних и тех же признаков:
В этом случае следует посетить психиатра и детского невролога. Проведя обследование, беседы с ребенком и родителями специалисты смогут определить точный диагноз и подобрать лечение.
По мере развития ребенка признаки СДВГ могут меняться. Однако основная проблема состоит в том, что ребенку с СДВГ сложнее дается образовательный процесс. Несобранность, трудности с концентрацией внимания и неусидчивость мешают учебе и развитию, а избыточная активность со временем может вылиться в конфликтность и агрессивность.
Существует множество методик, ориентированных именно на таких детей. Они позволяют педагогам помочь ребенку сконцентрироваться на задачах и не отставать от сверстников, а также направить энергию в нужное русло.
Заключается в том, что в школе ребенку с СДВГ корректируют процесс обучения таким образом, чтобы максимально занять его внимание занятиями, а задачи отделяются друг от друга.
При этом прививается дисциплинированность и ответственность, а учитель следит за тем, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние занятия.
При участии в массовых мероприятиях ребенку отводится такая роль, где он смог бы в достаточной мере продемонстрировать свою значимость и применить избыток энергии в нужном направлении. Однако, делается это таким образом, чтобы ребенок не испытал стресс или перевозбуждение.Зачастую педагог, понимая интересы ребенка направляет его излишнюю активность в конкретном направлении: например, способствовать в его творческих начинаниях или спорте.
Специалисты рекомендуют завести понятный и четкий режим дня, и всячески способствовать его выполнению. Внимательность и дисциплина при выполнении поручений следует поощрять, а если у ребенка не получается – то помочь и подсказать ему, а не ругать.
Следует внимательно отнестись к режиму отдыха ребенка, так как перевозбуждение может произойти, как ни странно, из-за утомления. Старайтесь проводить больше времени вместе, контролировать досуг ребенка и избегать того, что может привести к излишнему возбуждению: например, гаджеты и ТВ не должны занимать всё его внимание.
Из рациона следует исключить продукты, стимулирующие нервную систему, а также избыток сладостей.
Однако, прежде всего следует посетить специалистов, которые подберут более точные, индивидуальные рекомендации и назначить лечение.
При должном подходе со стороны родителей и педагогов ребенок с СДВГ не только не будет испытывать серьезных проблем с развитием, но и найдет нужное русло для самореализации.