Невроз навязчивых движений у детей младшего и старшего возраста
Невроз навязчивых движений у детей младшего и старшего возраста
Навязчивый невроз – одна из актуальных проблем в нашем современном мире, являющаяся самым распространенным видом нервно-психической патологии. Учитывая, что любой невроз – это прежде всего психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психологическую травму, следовательно, основной причиной неврозов является психотравмирующее воздействие.
При этом факторами риска являются:
отрицательное, негативное состояние матери во время беременности;
угроза выкидыша плода во время беременности;
патологические, осложненные роды;
последствия родовой травмы;
наследственная отягощенность.
Невроз навязчивых движений развивается чаще всего у детей психоастенического склада с тревожно-мнительными чертами характера, на фоне незрелости личности. Такие дети резко реагируют даже на незначительное влияние со стороны окружающего мира. С раннего возраста эти дети гипервозбудимы: часто срыгивают, у них нарушен аппетит, сон; трудно засыпают или часто просыпаются, вскрикивают во сне, характерно для них: снохождение, сноговорение, скрежет зубами (бруксизм); беспокоят различные страхи: темноты, незнакомых людей, животных, воды.
У большинства детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых непроизвольных движений помимо и вопреки воли ребенка, т.е. происходит сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия в виде навязчивого движения, а именно:
частое мигание или моргание по типу тиков;
подергивание головой, плечами;
раскачивание вперед, назад, в стороны;
постукивания ногой;
накручивание волос на палец;
подергивание мочки уха;
откусывание, обламывание ногтей;
выдергивание волос, ресниц.
Могут издавать различные звуки, причмокивание, посапывание, покашливание, посвистывание.
Если Вы заметили у ребенка эти проявления навязчивых движений, то не следует его ругать, стыдить, обвинять, т.к. эти движения он выполняет помимо и вопреки воли. А нужно отвлечь его, в этот момент быть максимально приближенным к ребенку, сесть рядом, смотреть в глаза, т.е. отношение родителей должно быть доброжелательным, наполненным любовью, спокойствием и пониманием.
Если же не обращать внимания на невротическое состояние ребенка, то впоследствии это может привезти к снижению концентрации внимания, памяти, ухудшение разговорной речи (заиканию), неадекватным поведенческим реакциям. Обычно эти дети гиперактивны, их начинают беспокоить головные боли, повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, повышается тревожность до панических атак, истерических состояний. При прогрессировании невроза ребенок совершает эти навязчивые движения постоянно, переставая только во время сна.
Еще раз хочу подчеркнуть, что стрессом в жизни ребенка считается любое событие, которое его сильно расстраивает. Это может быть:
потеря близких людей;
развод родителей;
переезд в другой город;
переход в другой д/сад или школу;
появление в семье еще одного ребенка.
Как именно поведет себя ребенок во время переживание психотравмы – зависит от его характера и оттого, принято ли в семье делиться переживаниями друг с другом. Неправильные методы воспитания в семье также могут стать началом проявления невротических состояний у ребенка, а именно:
недостаточное или избыточное внимание к ребенку;
жестокое или авторитарное обращение с ребенком, когда ругают его по любому поводу;
угрожают отдать за плохое поведение в полицию, детский дом, цыганам;
говорят, что не будут любить или фраза: «с тобой очень тяжело, из-за тебя нас бросил папа».
Такие фразы причиняют детям душевную боль, смешанную со страхом.
Все Вы уже заметили, что проявлению, указанных выше невротических состояний и длительное пребывание детей в интернате, за использованием различных гаджетов, что сопряжено с большим потоком негативной информации и психологически незрелая личность не способна их переработать, отсюда нервные срывы с проявлениями навязчивого невроза. Конечно, полностью оградить детей от источников негативного воздействия в наше время невозможно, но хотя бы нужно ограничивать время пребывания за компьютером, за использованием гаджетов (не более 30 мин), делая при этом активные перерывы: прогулки на свежем воздухе, велосипед, роликовые коньки; дети должны посещать спортивные секции: футбол, волейбол, фитнес, плавание, танцы.
При появлении первых признаков этих невротических состояний самолечением лучше не заниматься, а обращаться к специалистам: детскому неврологу, особенно если в анамнезе присутствуют факторы риска; психологу, которые проведут соответствующее обследование и назначат по необходимости психотерапевтическое, комплексное медикаментозное лечение. Неврозы у детей носят функциональный характер, и они обратимы. Их можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стрессов, благоприятный микроклимат в семье, д/саду, школе.
Запомните: чем раньше будет начато лечение, тем более благоприятный эффект получите от лечения и избежите негативных последствий.